Неопубликованая статья философа Галины Павловны Макаровой (1941-1997)
Г.П.Макарова Гуманизация медицины – основная тенденция ее развития. Радикальное изменение средств производства в медицине, их усложнение и укрупнение с необходимостью приводит ко все более значительному обобществлению медицинского труда, к принципиальному изменению социально-управленческих механизмов, форм организации труда; таким образом, существенные изменения в материальной базе медицины с необходимостью вызывают радикальные преобразования функциональной и социальной структур деятельности – так происходят сдвиги в сфере профессионального бытия. Но они, в свою очередь, вызывают соответствующие сдвиги в области профессионального самосознания, в духовном слое профессиональной жизни. Но эти сдвиги объяснить гораздо сложнее, чем изменения, происходящие в сфере бытия. Дело в том, что наличное самосознание детерминируется не только своим, непосредственным, сегодняшним бытием, но и бытием прошедшим, запечатленным в старых, традиционных духовных формах; в силу этого самосознание обладает определенной инертностью и развивается по законам более сложным, чем непосредственное бытие. Традиционные, устоявшиеся формы сознания продолжают жить тогда, когда обнаруживается их явное несоответствие новым формам бытия, поэтому анализ духовных процессов всегда связан с трудностями не только логического, но и психологического порядка. И, тем не менее, философская логика заставляет думать, что современная эпоха несет грандиозные изменения не только в сферу бытия, но и в сферу профессионального самосознания медицинского работника. Это та область, где человек должен с особой ответственностью планировать и приближать свое будущее. Именно сегодня наиболее важным является обнаружение главных тенденций духовного развития человека, занятого профессиональным медицинским трудом. Профессиональная группа в современном ее смысле характеризуется принадлежностью к определенной отрасли труда, внутри которой единая общественная функция раздроблена в массе работников, кооперированных друг с другом посредством различного рода техники. В процессе нарастающего обобществления труда на долю индивида остается все более специализированная, частичная функция. Указанные процессы наблюдаются повсеместно, во всех видах человеческой деятельности; не составляет исключения и медицина. Таким образом, объективные законы человеческой деятельности проявляются в стремительно нарастающей специализации работников всех профессий. Обобществление медицинского труда приводит к тому, что развивается сложная структура внутрипрофессиональных отношений, что намного усложняет задачу управления. Этот факт с необходимостью приводит к тому, что управленческий труд отделяет себя от исполнительского и становится привилегией меньшинства, тогда как на долю большинства работников остается частичная, исполнительская функция. Создается парадокс специализации: массовый медицинский работник перестает быть субъектом медицины; он становится узким функционером – обезличенным, полностью заменяемым. Такой способ бытия превращает массового работника исключительно в объект управления, в объект профессиональных отношений: чем более заорганизована профессиональная жизнь, тем меньше в ней остается возможностей для индивида стать самоуправляемой единицей целого. Личностные качества специалиста отчуждаются от его функциональных качеств. Посмотрим на те же события с позиции больного человека. Бурный процесс индустриализации медицины и обобществления труда приводит к тому, что господствующими в ней становятся объективные методы исследования больного; это соответствующим образом ориентирует и медицинскую науку: в ней все более утверждается естественно-научный стиль мышления. Давно забыты те времена, когда медицина называла себя гуманитарной наукой; даже философы сегодняшней медицины строят свои отношения с нею по принципу «союза философии и естествознания». Господство естественно-научных методов в медицинской науке соответствует определенной парадигме в самой практике врачевания: такой парадигмой выступает в настоящее время манипулирование больным человеком как объектом деятельности. Это ведет к потере с ним духовной связи, ибо как носитель духовного мира больной есть субъект. Таким образом, мы видим процессы, объективно способствующие тому, что из массового медицинского труда как бы ускользает духовное содержание – это относится к массовому специалисту и к массовому больному в равной степени. Эти факты свидетельствуют о трудностях и противоречиях традиционного гуманизма в современной медицине; привычные нам формы гуманизма, взращенные еще на ниве земской медицины, обнаруживают определенную степень несоответствия реальной жизни. Если наш разум не искушен в диалектике, то ломка старых форм гуманизма воспринимается как кризис гуманизма вообще – как дегуманизация. Рассмотренные выше негативные явления, которые мы могли бы поспешно определить как «дегуманизацию» сегодняшней медицины – объективная сторона развития прогресса. Закрывать глаза на эту сторону прогресса значит только способствовать дегуманизации, тогда как наша действительная задача – указать человеку способ найти свой духовный мир в новых, более сложных исторических обстоятельствах. Необходимо найти и указать такой способ, который помог бы человеку обрести полноценный духовный мир в своем профессиональном труде. Все предыдущее позволяет предположить, что весьма важным противоречием духовной жизни современного специалиста является несоответствие между традиционными формами профессионального самосознания (традиционный гуманизм) и новыми формами профессионального бытия – неразрешенность этого противоречия обнаруживает себя дефицитом духовного содержания в рамках современного медицинского труда. А значит, гуманизация медицины предполагает постоянное совершенствование организационных структур – прежде всего развитие духовного потенциала этого труда. Необходимо особо подчеркнуть, что духовный потенциал определяется не уровнем научного знания, а наличным состоянием сознания – степенью развитости духовных отношений труда. 1996 год. |