Главная страница. |
1. Представляю Вам некоторые выписки из трудов Гиппократа:
ГИППОКРАТОВ СБОРНИК Том 2 «СОЧИНЕНИЯ» «О страданиях» «Всякий здравомыслящий человек, сознавая, что для людей здоровье дороже всего, должен научиться помогать себе в болезнях собственным суждением, распознавать также, что говорят ему врачи и предписывают для его тела, и знать все это в той мере, которая подобает частному человеку» ( Частные люди – не состоящие на государственной службе, имеющие время заниматься своим здоровьем) Необходимо знать происхождение болезней, говорит Гиппократ, от желчи и слизи, которые переходят в болезни, «...если в теле получается избыток или сухости или влажности, или тепла или холода. Подобный излишек – от пищи и питья, усталости и ран, обоняния, слуха, зрения, половых сношений, от тепла и холода; получают же, когда каждое из вышеперечисленных влияний действовало на тело или ненадлежащим образом, или против привычки, ли в очень большой и сильной степени, так, отсюда рождаются для людей все болезни». ТОМ 3. Переписка. Документы. 18.19. Демокрит – Гиппократу о природе человека. «Необходимо всем людям знать медицинское искусство, Гиппократ, и особенно тем, кто получил образование и искусен в речах, ибо это в одно и то же время прекрасная и полезная вещь для жизни, поскольку, как я думаю, знание философии является сестрой медицины и живет с ней под одной и той же кровлей. Действительно, философия освобождает душу от страстей, а медицина избавляет тело от болезней. Ум возрастает, пока имеется здоровье, забота о котором – прекрасное дело для людей здравомыслящих; но когда телесное состояние повреждено, ум не имеет даже охоты заботиться о добродетели, ибо наступившая болезнь ужасным образом омрачает душу, вовлекая в страдание разум...» «Закон». «Тому, кто захочет приобрести себе действительное познание медицины, необходимо иметь: природное расположение, обучение, удобное место, наставление с детства, любовь к труду и время» плюс многолетнее прилежание, добавляет Гиппократ. Он говорит: неопытность – плохое сокровище, «ни во сне, ни наяву благодушию и душевной радости не причастная, она для трусости и дерзости – кормилица. Но ведь трусость знаменует бессилие, дерзость же – неискусность. Ибо две суть вещи: наука и мнение; из них первая рождает знание, второе – невежество». «О благоприличном поведении». Гиппократ говорит о мудрости, возникшей из любознательности, не приносящей пользы тому, о чем они рассуждают. «Где нет праздности, там нет, следовательно, зла, ибо праздность и ничегонеделание ищут порочности и влекут ее за собою; напротив того, бодрость духа и стремление ума к чему-либо приносит с собой нечто, направленное к украшению жизни». ГИППОКРАТ. Избранные книги. П.4 Гиппократ пишет: Природа – наивысшая руководительница, познавать сделанное природой. Неистинность – несоответствие природе, отсутствие дела... «Они идут той же дорогой, что и прежде упомянутые» (ловкачи). «Поэтому разоблаченные – они надевают на себя всяческую негодность и срам. Прекрасное дело – рассуждение на основании изученной работы; ибо все, что сделано по правилам искусства, вышло из рассуждения. Но что сказано по правилам искусства, но не сделано, - это указатель пути, чуждого искусству, ибо думать , не приводить в дело – признак незнания и недостатка искусства. Действительно, в медицинском искусстве думание скорее всего делает виновными тех, которые им пользуются, и приносит гибель тем, к которым его применяют, ибо если своими рассуждениями они сами убеждаются и воображают, что знают дело, которое требует обучения, то они показывают себя как бы плохим золотом, испытываемым в огне...» П.5. «Поэтому должно, собравши все сказанное в отдельности, перенести мудрость в медицину, а медицину – в мудрость. Ведь врач-философ равен богу. Да и немного, в самом деле, различия между мудростью и медициной, и все, что имеется для мудрости, все это есть и в медицине: а именно: презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде, уважение, суждение, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку отрицание суеверного страха перед богами, божественное превосходство. То, что они имеют, они имеют против невоздержанности, против корыстолюбивой и грязной профессии, против непомерной жажды приобретательства, против алчности, против хищения, против бесстыдства. В ней заключается знание доходов и употребление всего того, что относится к дружбе, к детям, к имуществу. С этим познанием также соединена некоторая мудрость, т.к. и врач имеет многое их этого». «Прогностика» «Мне кажется, что для врача самое лучшее позаботиться о способности предвидения». «...задача лечения наилучше будет совершаться, если он из настоящих страданий предузнает будущее. Да и в самом деле, сделать всех здоровыми невозможно; конечно, это последнее далеко было бы превосходнее, чем предузнавать последствия будущего...» «...должно врачу узнавать природу таких страданий, именно, насколько они преодолевают телесные силы (а вместе с тем, если есть что в болезнях божественного), и научиться предвидению этого». «Афоризмы». 1. «Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно. Поэтому не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности». 3. Здесь говорится о гимнастических упражнения, опасности перетренировки до крайних пределов, что ведет к худшему, поэтому худеть, но не до крайности. 4. Диэта (пища). Надежнее скудной диэта более полная и питательная – меньшая возможность ошибиться. 5. Но в самых сильных болезнях, указывает Гиппократ, нужны и сильные, точно применяемые средства. При наивысшей точке болезни – самая скудная диэта. «Афоризмы» Отдел второй. 4. « Ни насыщение, ни голод и ничто другое не хорошо, если преступает меру природы». 33. Во всякой болезни не терять присутствия духа и сохранять вкус к еде – хороший признак; противоположное – дурной, пишет Гиппократ. 49. Привыкшие нести обычные труды, даже если они будут люди слабые или старые, переносят эти труды легче, чем люди крепкие и молодые, но непривычные. Гиппократ пишет также об изменении болезней соответственно времени года, возраста и т.п. О связи с возрастом см. 24-31. 28. «...те же из них» ( болезней) «которые останутся в детях и не разрушатся к зрелости или около появления менструаций, обыкновенно становятся хроническими». «Сочинения» 3. О неделях. «В человеческой природе семь времен, которые зовут возрастами: ребенок, отрок. Юноша, молодой человек, муж, пожилой, старик. Возраст ребенка – до семи лет, эпоха прорезывания зубов; отрок – до появления спермы, дважды семь лет; юноша – до появления бороды, трижды семь; молодой человек – до увеличения всего тела, четырежды семь; муж – до 49 лет, семью семь; пожилой – до пятидесяти шести, семью восемь лет. А отсюда начинается старость» По словам Литре, врача, более 20 лет изучавшего Сборник: «Туда не надо идти для того, чтобы изучать медицину, но, вооружившись прочным и солидным образованием, там следует искать дополнения, которое возвышает ум, укрепляет суждение, и показывает в научной традиции работу последовательных поколений, их ошибки и их успехи, их слабость и их силу». Подготовил Ю.А.Потапенко 2. http://madra.dp.ua/arctur/n20/e1.html “Мудрость – вот универсальная медицина…” Эзотеризм в медицине Многие ученые утверждают, что имя Гиппократа, подобно Гомеру, собирательное имя. Историки же врачебного искусства придерживаются мнения, что это реальная Личность, которая вывела врачей из мрака невежества и суеверий храмовой медицины в обетованную землю рациональной терапии. Древние же источники утверждают, что Отец медицины был жрецом и утверждал храмовую медицину, все творил во славу Бога и во Имя Его. Так кто же он – Отец современной медицины?... |